Однажды психолог Р.Розенталь пришёл в одну из школ Сан-Франциско, относительно случайно (!) выбрал несколько детей и предупредил учителей, что они в будущем покажут чудеса интеллектуального развития, хотя в тот момент эти дети ничем не отличались по умственным способностям от своих сверстников. Однако, в конце года дети, на которых смело указал Розенталь, показали самые высокие результаты IQ.
Как вам? Нереально, да?
Ожидания и надежды, которые возлагали учителя на отобранную группу учеников каким-то образом передались им. Своими действиями учителя ОСОЗНАННО подтягивали учеников к заранее установленной планке интеллектуального уровня. И у них это получилось!
Так был проведён эксперимент «Дети Розенталя», который подтвердил теорию Розенталя относительно «эффекта Пигмалиона». Назван он так в честь скульптора Пигмалиона из греческой мифологии, который создал статую из слоновой кости — девушку Галатею и она была настолько хороша, что он влюбился в нее и стал относиться как к живой : дарить подарки, украшать, красиво одевать. Однажды во время праздника, посвящённого Афродите, Пигмалион стал умолять богиню дать ему жену столь же прекрасную, как и его скульптура. Афродита растрогалась и оживила статую, которая стала женой Пигмалиона. Это, конечно, сказка, но смысл в ней заложен серьезный.
Психологический феномен «Эффект Пигмалиона» заключается в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
Мутное определение?
Теперь простыми словами.
Дело в том, что наш мозг с трудом отличает восприятие и ожидание. Имея изначально убеждение о себе или других, мы влияем на действительность и делаем так, что оно становится правдой. Целенаправленно или случайно можно влиять на реальность.
И в жизни этот эффект очень даже эффективен!